Этнография » Обсуждения

кандидат исторических наук

Bookmark and Share




Личные песни первых репрессированных.

окт 7, 2009 | 20:10

Личные песни первых репрессированных.

Один из наиболее массовых и любимых жанров в фольклоре это песни, особенно личные песни. Такие песни распространенны и у других народов Севера. Чаще всего их называют песнями-импровизациями, личными песнями, песнями-дарами, песнями-автобиографиями, песнями исповедями, песнями-памятниками себе, песнями-судьбами. Для выделения этих песен в отдельный жанр, необходим такой характерный признак, как наличие автора. Авторство устанавливается в процессе исполнения.

Если песню исполняет тот, кто сложил, слушатели фиксирует в памяти его имя и его песню. Если же песню исполняет другой человек, то перед началом пения он сообщает, чью песню будет исполнять. Для данного выступления были взяты для анализа песни репрессированных в 1930 –х годах в связи с Казымскими событиями. Все тексты анализируемых песен записаны: Молдановой Татьяной Александровной, Молдановым Тимофеем Алексеевичем и несколько вариантов этих песен записаны Молдановой Ульяной Алексеевной. Следует отметить, что трагические события на Казыме практически не оставили следов в песенном творчестве. Хотя личные песни так называемых «кулаков-шаманов» народ поёт их, по сей день. Песни сочинялись, как правило, до репрессии или после возвращения из мест заключения. 

По историческим источникам известно, что первыми арестованы четыре кулака-шамана:

1.     Тарлин Павел Семёнович

2.     Молданов Тимофей Ефимович

3.     Молданов Сергей Кириллович

4.     Захаров Василий

В народе их называли:

1.     Тарлин Пашка

2.     Епюм Тимка

3.     Кирка Серки

4.     Сорум Ващка.

Я остановлюсь  на некоторых личных песнях этих людей.

Песня Тарлина Пашки: записано множество вариантов, его песни исполняют Молданов Алексей Михайлович, Молданова Евдокия Кузьминична, Сенгепова Матрёна Михайловна. Татьяна Александровна один из вариантов данной песни записала на реке Сыня. Павел Тарлин жил на Куръёхе, это был мой прадед по материнской линии дедушка моей матери. Первый раз его арестовали перед Казымскими событиями, в начале войны его освободили, но вскоре опять посадили уже свои же ханты. Написали оперуполномоченному, что «Пашка-Шаман» опять шаманит. Скончался он в Тобольской тюрьме. Его песня относится к песням-предсказаниям, он предсказал точно, где его внуки будут жить, чем заниматься. Поёт он о своей жене, как о матери, как о хозяйке оленьего стада. О внучке он поёт, что «Ростом с палец рукавицы маленькая Дуня, когда я приеду, уже человеком станет, уже женщиной станет». Он надеялся, что опять вернётся. Далее поёт, что она будет, ездит по тем тропам, что он изъездил, что на Куръёхе зажгёт огромный костёр. Символическая интерпретация костра – это семья, продолжение рода. А свою сноху из рода вошfy ёх он оставит её последней в роду, а маленькая Дуня будет всех хоронить. В жизни в точности так и сложилась, моя мать похоронила всех по Тарлинской линии, сноха про которую пел Павел, Семёнович была последняя у Тарлинском роду, всех её сыновей похоронила моя мать. Теперь все мы живём на Куръёхе, с возрастом у матери появились сильные шаманские способности.

Следующая песня «Епюм Тимка ар», эту песню, как и предыдущую, исполняют многие носители. Родной дядя моего отца. Отец Тимофея Ефимовича родной старший брат моего отца. Мой дедушка был одним из младших детей в семье. Рассматриваемую песню он пел после освобождения. Перед войной и во время войны из Юильска в Ханты-Мансийск ездили на оленях за товаром. Сюда возили рыбу, мясо обратно сахар, крупу, муку. Его песня посвящена этому событию. Поёт, что ему зять подарил хорошего оленя, что олень прошёл долгий путь и нигде не остановился. Хвалит собаку, говорит, что когда оленей-быков нужно согнать в изгородь моя собака их загоняет, что, наклонив головы, олени стоят. Далее поёт, что в Ханты-Мансийске его олень знает все торговые базы, все магазины и улицы.

Сын Тимофея Ефимовича Дмитрий Тимофеевич, начал свою трудовую биографию в родной деревне Юильск председателем колхоза им. «1-ое мая». После укрупнения колхозов работал заместителем директора совхоза «Казымский», на некоторое время работал по направлению райкома партии председателем, отработав три года, вернулся в Казым. Когда вышел на пенсию, стал жить в родовых угодиях, пасти личных оленей. В 1995 году судился, высудил частично оленей своего отца.

Третья песня это песня «Кирка Серки ар», также у него имеется множество песен. Для анализа выбрал песню, на мой взгляд, более всего характеризующую его автора как человека, как сына. Сыновья и внуки Сергея Кирилловича в настоящее время живут в Сургутском и Пуровском районе. Имеют свои стада оленей. В Пуровском районе его внуки объединились в Общину «Пякутинская», такое название дано по озеру вокруг которого община и расположена. В общине имеют более пяти тысяч оленей. Вся община состоит из Молдановых за некоторым исключением. В Сургутском районе в верховьях р. Лукъявун живёт его сын Афанасий Сергеевич с сыновьями и внуками, также имеют несколько стад своих оленей.

Сергей Кириллович также приходится родным дядей моему отцу, его отец нашего прадеда старший сын.

Репрессированные «кулаки-шаманы», были наиболее влиятельные в своём обществе, поэтому Советской власти нужно было изолировать в первую очередь таких лидеров.

 


Нет комментариев  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования