Бюллетень медицинских Интернет-конференций » Архив номеров » Volume 3, issue 2 » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Опубликовано 2013-03-03 Опубликовано на SciPeople2013-03-03 22:58:00 ЖурналБюллетень медицинских Интернет-конференций


Произведения искусства сквозь призму фармакологии
Солодкая Д.Н. Произведения искусства сквозь призму фармакологии // Бюллетень медицинских Интернет-конференций, Vol. 3, Issue 2, 2013, pp. 394-394
Аннотация Произведения искусства сквозь призму фармакологии/Солодкая Д.Н.//Научный руководитель: асс. Михеева Н.В./ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФКафедра фармакологииС момента зарождения живописи и литературы как вида искусств одним из сюжетов этого искусства в различные исторические эпохи стала медицина в ее разнообразных ипостасях. Люди издревле замечали лечебные и токсические эффекты растений, слагали мифы о них, изображали на картинах. Так, на иллюстрации к поэме «Рамаяна» изображена обезьяна, летящая на гору Гималаи и держащая в лапах кусок скалы с целебными растениями.Изучение фармакологических свойств растений иллюстрирует рисунок из итальянского медицинского трактата «Аптекарь со своим ассистентом в саду» (XIV век. Вена, Нац. Библиотека).В карикатурной манере С. Грант на рисунке «Необыкновенное воздействие универсальных пилюль на доверчивого бакалейщика» (1841, Великобритания) изобразил пациента, тело которого видоизменилось в растение.На портретах доктора Гаше (1890. Париж, Музей д`Орсе; 1890. Собрание Риоэи Саите) кисти В. ван Гога художник изобразил своего друга с цветком /Наперстянки пурпуровой/. Пристрастие ван Гога к желтому цвету в своих полотнах, вероятно, можно объяснить длительной интоксикацией гликозидами /Наперстянки/, которую он принимал в составе успокоительных травяных сборов.Во времена Ренесанса женщины применяли внутрь /Беладонну/ для придания выразительности глазам за счет расширения зрачков, что представлено на картине А. Аникеёнок «Женский портрет» (1967. Псковский музей-заповедник).На глиняных табличках Шумеров, на свитках древних Египтян имеются сведения о магических свойствах растения /Мандрагоры/. По одной из легенд /Мандрагора/ вырастает не из семечка, а от семени мужчины, повешенного на виселице, что изобразил Ф. Гойя на офорте 12 из серии «Капричос» (1799. Кастр, Музей Ф. Гойи).Сила действия /опиума/ нашла отражение в литературных произведениях великих  творческих деятелей: роман Ч. Диккенса «Холодный дом», исповедь Т. Де Квинси «История англичанина употреблявшего опиум», трактат «Искусственный рай» Ш. Бодлера, рассказы М. Булгакова «Морфий», «Учение дона Хуана» К. Кастанеды.Большой популярностью пользовались яды и противоядия, об использовании которых  мы знаем из произведений У. Шекспира «Ромео и Джульета», А. Дюма «Три мушкетера», А. Голон «Анжелика» и полотен художников: Я. Матейко «Отравление королевы Боны», Рембрандт «Софонисба принимает яд», Уильям Рассел Флинт «Медея подносит Тезею чашу с ядом». В качестве ядов применялся стрихнин из рвотного ореха, никотин из табака, атропин из белладонны, цианистый калий.Таким образом, лекарственные вещества, применяемые тысячелетиями, имели  не только медицинское значение, но и историческое и эстетическое.
Ключевые слова публикации:
   

Нет комментариев

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования