Олег Гринбаум » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Опубликовано 2014-01-23 Опубликовано на SciPeople2014-01-23 22:46:10


Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Ритмико-смысловой комментарий. Главы первая, вторая, третья, четвертая: второе издание, исправленное и дополненное. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. — 328 с. (19,1 п.л.)
Гринбаум О.Н. / Олег Гринбаум
СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. — 328 с. (19,1 п.л.)
Аннотация В работе представлен темпоральный ритмико-смысловой анализ текста первой, второй, третьей и четвертой глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», выполненный в рамках авторского гармонического (эстетико-формального) стиховедения. Текст третьей и четвертой глав романа исследован в полном объеме, что представляет собой первый в истории мирового литературоведения опыт темпорального пошагового (от строфы к строфе) анализа крупной поэтической формы. Впервые литературоведческий комментарий к пушкинскому роману базируется на принципе единого ритмо-смысла пушкинского стиха, а математическим инструментом исследования выступает «божественная» пропорция «золотого сечения» в своем динамическом и статическом вариантах. В научном плане работа заполняет лакуну, возникшую в теоретическом языкознании вследствие принятой в лингвистической поэтике концепции, известной под названием «стиховедение одной строки» (Л. И. Тимофеев) и связанной с пониманием ритма стихотворного текста как статистического отклонения от стихового метра. Впечатляющие достижения стиховедов ХХ века (К.Ф.Тарановского, А.Н. Колмогорова, М.Л. Гаспарова и др.) выявили общие теоретико-вероятностные законы стиха, его отличия от прозы, этапы развития, но оказались мало применимы к пониманию конкретных поэтических феноменов. В данной работе исследование пушкинского стиха базируется на новой авторской теории ритма, понимаемого как динамическое соотношение между значимыми элементами речевого потока. Степень темпоральной приближенности этого соотношения к гармонической пропорции «золотого сечения» служит индикативным коррелятом суггестивной ритмико-смысловой динамики текста. Теоретическая направленность работы отвечает общей тенденции современной филологической науки, сместившей акценты с изучения универсальных свойств русского стиха на обнаружение закономерностей в каждом отдельно взятом поэтическом тексте. Второе издание книги сохраняет в целом форму и содержание предыдущей публикации, но расширяет содержание за счет полного ритмико-смыслового анализа четвертой главы пушкинского романа. Книга предназначена для студентов, магистрантов и аспирантов гуманитарных факультетов разных форм обучения по направлениям “Филология”, “Лингвистика”, “Искусствоведение” и учащихся старших классов школ гуманитарного профиля. Она может быть полезна филологам-русистам, литературоведам, искусствоведам, специалистам в области структурной и прикладной лингвистики.
Ключевые слова публикации:
 

 Shot_9.pdf   129,2 Kb

Нет комментариев

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования