Alex Kulikov » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Опубликовано 2016-09-27 Опубликовано на SciPeople2016-09-27 15:50:42 ЖурналДиссертации и авторефераты


Институт главы государства в странах снг: сравнительно-правовой анализ
Бобракова Наталья Владимировна / Alex Kulikov
Демократические преобразования в странах СНГ в начале 90-х годов прошлого столетия основательно затронули государственные институты, существенно трансформировав систему органов государства. Наиболее важным изменением в государственном аппарате этих' стран стало учреждение в 1991 году института президента, хотя аналогичный институт с 1990 года существовал в СССР. Несмотря на многовековой опыт, накопленный развитыми странами мира в сфере организации и деятельности президентства, для государств-участников СНГ данный институт является достаточно новым. При этом следует учитывать, что, несмотря на относитель¬ную новизну, уже накоплен определенный опыт функционирования института президента в странах СНГ, дающий возможность для взвешенного анализа и корректировки норм законодательства и правоприменительной практики. Данный опыт требует научного осмысления предназначения института главы государства, обобщения и политико-юридической оценки, и, в силу этого, - специального исследования. Разделяя точку зрения В. И. Радченко, считаем, что «в процессе формирования системы государственной власти в России место и роль президента были и остаются предметом особенно острой полемики» . Потребность же в сравнительном анализе института президентства в странах СНГ обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, каждое из государств имеет свои национально-историческое особенности и традиции, что не может не сказаться на содержании и даже форме организации президентской власти. Во-вторых, общее историческое прошлое накладывает определенный отпечаток на происходящие в них посттоталитарные процессы, порождающие общие черты рассматриваемого института в этих странах. 'Хотя институт президентства в странах СНГ сформировался во многом исходя из российской модели, однако, в каждом случае на конституционно-правовой статус главы государства оказывают влияние национальные и иные особенности страны. Каждое государства устанавливает и развивает институт президента, приемлемый только для конституционного строя этого государства. С другой стороны, из конституционного законодательства стран СНГ возможно заимствование положительного опыта функционирования института * президентства, поскольку «комбинация элементов различных национальных законодательств может дать новое, более эффективное решение» . Несмотря на национально-исторические особенности, современную специ¬фику государственного строительства и законодательного регулирования кон¬ституционно-правовых отношений, становление и развитие института прези¬дента в исследуемых странах имеет не только отличия, но и общие черты, что по¬зволяет при проведении сравнительного исследования статуса глав государств использовать имеющиеся сходства в качестве отправных моментов.
Аннотация Демократические преобразования в странах СНГ в начале 90-х годов прошлого столетия основательно затронули государственные институты, существенно трансформировав систему органов государства. Наиболее важным изменением в государственном аппарате этих' стран стало учреждение в 1991 году института президента, хотя аналогичный институт с 1990 года существовал в СССР.
Ключевые слова публикации:
   

Нет комментариев

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования