Курсы » Педагогическое проектирование
Педагогическое проектирование
ГОУ ВПО КГПУ им.В.П.Астафьева
Преподаватели высшей школы, проектирующие образовательный процесс и содержание обучения, должны:
§ иметь представление о педагогическом проектировании;
§ знать терминологию педагогического проектирования, алгоритм создания проектов;
§ представлять себе:
· критерии научности педагогического проектирования;
· какими типами научного знания они оперируют;
· какими формами научного знания они пользуются;
· в каких формах научного знания они выстраивают структуру проектов;
· какие методы и средства научного познания они используют, в том числе – какие методологические подходы лежат в основе их работы по педагогическому проектированию;
· и, наконец, что собой представляет научная теория (концепция), в рамках которой они осуществляют педагогическое проектирование.
Цели дисциплины:
§ освоение контекста и инструментария педагогического проектирования;
§ осмысление теоретических основ педагогического проектирования;
§ развитие проектного мышления.
Комплексная дидактическая цель дисциплины – содействие становлению и развитию ключевых компетенций преподавателей высшей школы в области педагогического проектирования, стимулирования, личного профессионального развития преподавателей.
Задачи дисциплины.
По результатам изучения данной дисциплины слушатели должны продемонстрировать компетентность в области:
§ теоретических основ педагогического проектирования;
§ специфики предмета и многообразия субъектов проектной деятельности;
§ логики организации проектной деятельности;
§ основных объектов педагогического проектирования;
§ видов педагогических проектов;
§ требований к участникам педагогического проектирования;
§ требований к результатам и оценки проектной деятельности в сфере образования.
В рамках дисциплины обеспечивается развитие следующих компетенций:
§ профессиональных компетенций – это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, самооценивать результаты своей деятельности;
§ общих компетенций (инструментальных, безличных) – способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях;
§ переносимых компетенций – способность рассуждать в абстрактных терминах, осуществлять анализ, синтез, принимать решения, адаптироваться, быть лидером, работать как в команде, так и самостоятельно;
§ социальных компетенций – готовность и способность формироваться и жить в социальном взаимодействии; изменяться и адаптироваться;
§ персональных компетенций – готовность и способность личности выявлять, осмысливать и оценивать шансы своего развития, требования и ограничения в семье, в профессии; проявлять собственное дарование;
§ академических компетенций – владение методологией, терминологией, свойственными отдельной области знаний; понимание действующих в ней системных взаимосвязей.
Структура модульной программы
«Педагогическое проектирование»
Модуль 1.
Теоретические основы педагогического проектирования
Цели модуля 1
§ ознакомление с контекстом двух революционных изменений общества – глобализации и информатизации;
§ четкое понимание «портретной галереи» основных образовательных моделей, андрагогического, акмеологического и педагогического подходов к образованию;
§ видение теоретических основ педагогического проектирования.
Учебный элемент №1
Контекст двух революционных изменений общества –
глобализации и информатизации
1.1. Тенденции глобализации
1.2. Тенденции информатизации
1.3. Место образования в общественном развитии
Учебный элемент №2
Возможности образовательных систем: мозаика модели
2.1 «Портретная галерея» основных образовательных моделей.
2.2 Андрагогический и педагогический подходы к образованию.
2.3. Акмеологический и педагогический подходы к образованию.
Учебный элемент №3
Теоретические основы педагогического проектирования
3.1 Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности.
3.2 Основные понятия педагогического проектирования.
3.3 Сущность, функции, уровни и принципы педагогического проектирования.
Модуль 2.
Субъекты и объекты проектной деятельности
Цели модуля 2
§ ознакомление с многообразием субъектов учебной деятельности;
§ четкое понимание проблемы организации совокупного субъекта;
§ видение проектирования курса обучения по учебной дисциплине.
Учебный элемент №1
Многообразие субъектов проектной деятельности
1.1 Проектные роли.
1.2 Моделирующие пары, проектная команда, пилотная группа, группа тьюторов, учебные и рабочие группы, наблюдательный или консультативный советы, экспертные, редакционные и другие группы.
1.3 Сетевой субъект проектирования.
Учебный элемент №2
Проблема организации совокупного субъекта
2.1 Обоснованный выбор круга участников.
2.2 Психологическое обеспечение культурной коммуникации.
2.3 Особенности совместной проектировочной деятельности детей и взрослых.
Учебный элемент №3
Проектирование курса обучения по учебной дисциплине
3.1 Объект и предмет проектирования. Специфика предмета проектной деятельности
3.2. Проектирование результатов обучения по дисциплине.
3.3 Проектирование процесса обучения.
Модуль 3.
Логика организации проектной деятельности
Цели модуля 3
§ ознакомление с процедурами проекта;
§ четкое понимание контекста пошаговой образовательной стратегии;
§ видение содержания основных этапов проекта.
Учебный элемент №1
Процедуры проектирования –1
1.1. Диагностика.
1.2. Проблематизация.
1.3. Целеполагание.
Учебный элемент №2
Процедуры проектирования –2
2.1. Концептуализация.
2.2. Форматирование проекта.
2.3. Предварительная социализация.
Учебный элемент №3
Основные этапы проекта
3.1. Программирование и планирование хода проекта.
3.2. Этап реализации проекта.
3.3. Рефлексивный и послепроектный этапы (рефлексия и экспертиза).
Модуль 4.
Виды педагогических проектов
Цели модуля 4
§ ознакомление с учебными и социально-педагогическими проектами;
§ четкое понимание содержания проектов в системе профессиональной подготовки;
§ видение содержания сетевых и международных проектов.
Учебный элемент №1
Учебные и социально-педагогические проекты
1.1. Учебные проекты.
1.2. Социально-педагогические проекты.
1.3. Практика разработки учебных и социально-педагогических проектов.
Учебный элемент №2
Проекты в системе профессиональной подготовки
2.1. Проектирование – обязательная часть профессионального обучения.
2.2. Проектирование в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
2.3. Практика разработки проектов в системе профессиональной подготовки.
Учебный элемент №3
Сетевые и международные проекты
3.1. Сетевые проекты.
3.2. Международные проекты.
3.3. Практика разработки сетевых и международных проектов.
Модуль 5.
Основные объекты педагогического проектирования
Цели модуля 5
§ ознакомление с особенностями некоторых объектов педагогического проектирования;
§ четкое понимание логики проектирования образовательных систем;
§ видение проектирования содержания образования.
Учебный элемент №1
Проектирование содержания образования
1.1. Проектирование концепции содержания образования.
1.2. Проектирование образовательной программы.
1.3. Проектирование учебных планов.
Учебный элемент №2
Логика проектирования образовательных систем
2.1. Логика проектирования развития дошкольных образовательных учреждений.
2.2. Логика проектирования развития начальной, основной и старшей школы.
2.3. Логика проектирования развития муниципальной системы образования.
Учебный элемент №3
Особенности некоторых объектов педагогического проектирования
3.1. Проектирование программы «Образование и здоровье».
3.2. Проектирование педагогических технологий.
3.3. Проектирование контекста педагогической деятельности.
Модуль 6.
Требования к участникам педагогического проектирования
Цели модуля 6
§ ознакомление с результатами разработок отдельных проектов;
§ четкое понимание требований к участникам педагогического проектирования;
§ видение результатов и «подводных рифов» проектной деятельности.
Учебный элемент №1
Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования
1.1. Результаты проектной деятельности.
1.2. Оценка результатов проектной деятельности.
1.3. «Подводные рифы» проектной деятельности.
Учебный элемент №2
Требования к участникам педагогического проектирования
2.1. Особенности проектного мышления.
2.2. Особенности поведения и системы отношений участника проектирования.
2.3. Обучение проектной деятельности.
Учебный элемент №3
Практикум по разработке проекта
3.1. Оформление проектной заявки.
3.2. Разработка проектного предложения.
3.3. Разработка логической рамки проекта.