Курсы » Педагогическое проектирование

Педагогическое проектирование

Валерий Дюков, кандидат психологических наук
2008
ГОУ ВПО КГПУ им.В.П.Астафьева

Преподаватели высшей школы, проектирующие образовательный процесс и содержание обучения, должны:

§  иметь представление о педагогическом проектировании;

§  знать терминологию педагогического проектирования, алгоритм создания проектов;

§  представлять себе:

·       критерии научности педагогического проектирования;

·       какими типами научного знания они оперируют;

·       какими формами научного знания они пользуются;

·       в каких формах научного знания они выстраивают структуру проектов;

·       какие методы и средства научного познания они используют, в том числе – какие методологические подходы лежат в основе их работы по педагогическому проектированию;

·       и, наконец, что собой представляет научная теория (концепция), в рамках которой они осуществляют педагогическое проектирование.

Цели дисциплины:

§  освоение контекста и инструментария педагогического проектирования;

§  осмысление теоретических основ педагогического проектирования;

§  развитие проектного мышления.

Комплексная дидактическая цель дисциплины – содействие становлению и развитию ключевых компетенций преподавателей высшей школы в области педагогического проектирования, стимулирования, личного профессионального развития преподавателей.

Задачи дисциплины.

По результатам изучения данной дисциплины слушатели должны продемонстрировать компетентность в области:

§  теоретических основ педагогического проектирования;

§  специфики предмета и многообразия субъектов проектной деятельности;

§  логики организации проектной деятельности;

§  основных объектов педагогического проектирования;

§  видов педагогических проектов;

§  требований  к участникам педагогического проектирования;

§  требований к результатам и оценки проектной деятельности в сфере образования.

В рамках дисциплины обеспечивается развитие следующих компетенций:

§  профессиональных компетенций – это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, самооценивать результаты своей деятельности;

§  общих компетенций (инструментальных, безличных) – способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях;

§  переносимых компетенций – способность рассуждать в абстрактных терминах, осуществлять анализ, синтез, принимать решения, адаптироваться, быть лидером, работать как в команде, так и самостоятельно;

§  социальных компетенций – готовность и способность формироваться и жить в социальном взаимодействии; изменяться и адаптироваться;

§  персональных компетенций – готовность и способность личности выявлять, осмысливать и оценивать шансы своего развития, требования и ограничения в семье, в профессии; проявлять собственное дарование;

§  академических компетенций – владение методологией, терминологией, свойственными отдельной области знаний; понимание действующих в ней системных взаимосвязей.

Структура модульной программы

«Педагогическое проектирование»

Модуль 1.

Теоретические основы педагогического проектирования

Цели модуля 1

§  ознакомление с контекстом двух революционных изменений общества – глобализации и информатизации;

§  четкое понимание «портретной галереи» основных образовательных моделей, андрагогического, акмеологического и педагогического подходов к образованию;

§  видение теоретических основ педагогического проектирования.

Учебный элемент №1

Контекст двух революционных изменений общества –

глобализации и информатизации

1.1. Тенденции глобализации

1.2. Тенденции информатизации

1.3. Место образования в общественном развитии

Учебный элемент №2

Возможности образовательных систем: мозаика модели

2.1 «Портретная галерея»  основных образовательных моделей.

2.2 Андрагогический и педагогический подходы к образованию.

2.3. Акмеологический и педагогический подходы к образованию.

Учебный элемент №3

Теоретические основы педагогического проектирования

3.1 Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности.

3.2 Основные понятия педагогического проектирования.

3.3 Сущность, функции, уровни и принципы педагогического проектирования.

 

Модуль 2.

Субъекты и объекты проектной деятельности

Цели модуля 2

§  ознакомление с многообразием субъектов учебной деятельности;

§  четкое понимание проблемы организации совокупного субъекта;

§  видение проектирования курса обучения по учебной дисциплине.

Учебный элемент №1

Многообразие субъектов проектной деятельности

1.1 Проектные роли.

1.2 Моделирующие пары, проектная команда, пилотная группа, группа тьюторов, учебные и рабочие группы, наблюдательный или консультативный советы, экспертные, редакционные и другие группы.

1.3 Сетевой субъект проектирования.

Учебный элемент №2

Проблема организации совокупного субъекта

2.1 Обоснованный выбор круга участников.

2.2 Психологическое обеспечение культурной коммуникации.

2.3 Особенности совместной проектировочной деятельности детей и взрослых.

Учебный элемент №3

Проектирование курса обучения по учебной дисциплине

3.1 Объект и предмет проектирования. Специфика предмета проектной деятельности

3.2. Проектирование результатов обучения по дисциплине.

3.3 Проектирование процесса обучения.

 

Модуль 3.

Логика организации проектной деятельности

Цели модуля 3

§  ознакомление с процедурами проекта;

§  четкое понимание контекста пошаговой образовательной стратегии;

§  видение содержания основных этапов проекта.

Учебный элемент №1

Процедуры проектирования –1

1.1. Диагностика.

1.2. Проблематизация.

1.3. Целеполагание.

Учебный элемент №2

Процедуры проектирования –2

2.1. Концептуализация.

2.2. Форматирование проекта.

2.3. Предварительная социализация.

Учебный элемент №3

Основные этапы проекта

3.1. Программирование и планирование хода проекта.

3.2. Этап реализации проекта.

3.3. Рефлексивный и послепроектный этапы (рефлексия и экспертиза).

 

Модуль 4.

Виды педагогических проектов

Цели модуля 4

§  ознакомление с учебными и социально-педагогическими проектами;

§  четкое понимание содержания проектов в системе профессиональной подготовки;

§  видение содержания сетевых и международных проектов.

Учебный элемент №1

Учебные и социально-педагогические проекты

1.1. Учебные проекты.

1.2. Социально-педагогические проекты.

1.3. Практика разработки учебных и социально-педагогических проектов.

Учебный элемент №2

Проекты в системе профессиональной подготовки

2.1. Проектирование – обязательная часть профессионального обучения.

2.2. Проектирование в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

2.3. Практика разработки проектов в системе профессиональной подготовки.

Учебный элемент №3

Сетевые и международные проекты

3.1. Сетевые проекты.

3.2. Международные проекты.

3.3. Практика разработки сетевых и международных проектов.

 

Модуль 5.

Основные объекты педагогического проектирования

Цели модуля 5

§  ознакомление с особенностями некоторых объектов педагогического проектирования;

§  четкое понимание логики проектирования образовательных систем;

§  видение проектирования содержания образования.

Учебный элемент №1

Проектирование содержания образования

1.1. Проектирование концепции содержания образования.

1.2. Проектирование образовательной программы.

1.3. Проектирование учебных планов.

Учебный элемент №2

Логика проектирования образовательных систем

2.1. Логика проектирования развития дошкольных образовательных учреждений.

2.2. Логика проектирования развития начальной, основной и старшей школы.

2.3. Логика проектирования развития муниципальной системы образования.

Учебный элемент №3

Особенности некоторых объектов педагогического проектирования

3.1. Проектирование программы «Образование и здоровье».

3.2. Проектирование педагогических технологий.

3.3. Проектирование контекста педагогической деятельности.

 

Модуль 6.

Требования к участникам педагогического проектирования

Цели модуля 6

§  ознакомление с результатами разработок отдельных проектов;

§  четкое понимание требований к участникам педагогического проектирования;

§  видение результатов и «подводных рифов» проектной деятельности.

Учебный элемент №1

Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования

1.1. Результаты проектной деятельности.

1.2. Оценка результатов проектной деятельности.

1.3. «Подводные рифы» проектной деятельности.

Учебный элемент №2

Требования к участникам педагогического проектирования

2.1. Особенности проектного мышления.

2.2. Особенности поведения и системы отношений участника проектирования.

2.3. Обучение проектной деятельности.

Учебный элемент №3

Практикум по разработке проекта

3.1. Оформление проектной заявки.

3.2. Разработка проектного предложения.

3.3. Разработка логической рамки проекта.