Сергей Васильев » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Опубликовано 2009-11-18 Опубликовано на SciPeople2010-02-16 14:47:03 ЖурналИсторическая и социально-образовательная мысль


Образование как социально-культурный феномен
В.А. Штурба, С.С. Васильев / Сергей Васильев
Аннотация Статья посвящена исследованию феномена образования в исторической перспективе развития, его философскому осмыслению как важнейшей составляющей человеческого общества. Исследовано развитие систем образования различных культур в разные исторические периоды. Рассмотрено влияние тех или иных общественных процессов на образование. Дана краткая сравнительная характеристика используемых в современном мире педагогических и образовательных систем, прогнозы их дальнейшего возможного развития.

Комментарии

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Образование, как социально - культурный феномен. Морозова Татьяна
Мне понравилась статья. Может, мой материал поможет вам в дальнейшей работе.
— Почему положение России стабильно ухудшается?
И, что делать, чтобы выйти из затянувшегося кризиса?

Прежде всего, надо понять, что сегодняшние проблемы страны — не исключение. Вся история Российского государства состоит из непрерывных, тяжёлых, часто кровавых, — кризисов! Исторические реалии меняются, а менталитет русского человека – остаётся прежним!
Сегодняшнее положение дел — продолжение единой тенденции, в основе которой лежит воспитание детей. Это, принятые, что называется — испокон веков, передающиеся от родителей к детям, воспитательные методики. Как нас воспитывали – так и мы воспитываем.

Особенности национального воспитания – вопрос, в принципе, интересный, но сейчас речь о другом. О том, чего – не вкладывают или, наоборот, внедряют в развитие своих детей русские люди. В результате чего, и создаёт, тот «особый русский менталитет», который никаким умом не понять.
______________________________________________________________
Причина, всех наших бед, в общем-то, элементарно проста! Традиционно, воспитание русских детей построено на отрицании эмоционально — образного развития. Вот, как само разовьётся, так и будет.

Ныне, мало кому, можно объяснить, что существует такая штука, как образ… и, что — его надо развивать!
(А, уж, о сигнальных системах и связи образа и слова, вообще приходится помалкивать, чтобы не вводить людей в умственный ступор)
Образовательный процесс той же школы выстроен так, что в нём нет места для органичного развития ребёнка.
А без органичного развития, что за человека можно вырастить?
Давайте, посмотрим, что такое – эмоционально – образное развитие? (Кстати, именно оно имеется в виду, когда произносится слово «духовность»).

Базовые виды образного мышления:
• наглядно – образное
• воспроизводящее – воображение
• абстрактное – фантазия
• ассоциативное.
• Сюда же, можно отнести музыкальный слух, ритм, пластику.

• Наглядно – образное мышление – это умение не только смотреть, но ещё и видеть! И, сравнительно, анализировать.
В быту, мы все умеем это делать. Из множества сортов колбасы, наглядно, выбираем ту, которая, наиболее, приглянулась.
Но это бытовой, малоинтеллектуальный уровень эмоционально – образного развития. Это, только начало развития…
К сожалению, на этом «начале», оно, очень часто, и заканчивается! Переход на другой уровень не осуществляется. И, мы затрудняемся ответить на простые вопросы, вроде – «Что такое добро и что – зло»? Потому что для этого надо иметь конкретные примеры «добра и зла»… то есть накопить жизненные наблюдения, литературные или киношные образы… а потом их надо ещё и суметь проанализировать…

Неразвитость наглядного мышления приводит к неумению видеть реальность такой, какая она дана. Объективно! Русский народ, как раз, и отличается именно тем, что оценивает реальность через субъективное обучение. Нас всё время учат! Школа, телевидение, газеты… Всё-время есть «учителя», идеи которых, по прошествии времени, — так часто, оказываются ложными, неверными! Но нас никто не учит, ни видеть… ни думать!
Более того, маленькие дети ещё имеют собственный, объективный взгляд на мир! И взрослые — родители, та же школа — прилагают массу усилий, чтобы убить в ребёнке индивидуальность, научить его мыслить стандартно, как все.

• Наглядно – образное мышление, это непосредственное отражение реальности. А «ВООБРАЖЕНИЕ» — это воспроизведение «наглядного», записанного в памяти.
Осматривая витрину магазина, наглядно анализируя, какой именно сотовый телефон купить… мы, всё-таки, не приходим ни к какому решению… Мы уходим, но образы, увиденных телефонов, уносим в своей памяти. Теперь, можно спокойно подумать и сделать выбор… мысленно сравнивая разные модели.
У учёного не получился опыт. Он может вновь и вновь, мысленно, просматривать все этапы, пытаясь понять, где была допущена ошибка…
Воображение – это воспроизведение жизненных образов, записанных в образной памяти. Это правдивые отражения, близкие к объективности. Как увидели, так и записали. В образной памяти, очень подробно, зафиксирована вся наша жизнь. И воспоминания вчерашнего для, и далёкого детства. Это огромная «видеотека документальных видео – материалов», накопленных нашей памятью в течение жизни. Этими материалами можно пользоваться сознательно. Для этого и существуют такие механизмы, как «воображение» и «ассоциативное мышление».
Если же эти виды образного мышления не развиты, то – образная память – становится подсознанием. А, сравнительный анализ образной информации, осуществляющийся неосознанно или подсознательно, — мы называем интуицией.
Почему так важно развитие воображения? Потому что происходит сознательный, целенаправленный анализ, который мы называем мыслями, мышлением. А интуиция – это не сознательное мышление. Она может прийти, а может и не прийти… Непроизвольное внимание…

• В учебниках по психологии можно прочитать: Воображение – оно же «ФАНТАЗИЯ». Но на самом деле – это не так. Это разные процессы.
Стоит у нас, где-то в дальней комнате, обшарпанный столик. Мы можем его мысленно представить? Можем. Это воображение.
А можем ли мы его представить не таким, какой он есть в реальности? Можем! Только этот образ уже не будет правдой, не будет реалистичным отражением действительности. Не будет воображением.
А чем это будет? Это будет фантазия, придумка, вымысел, ложь, игра – в зависимости от целей. Изменённый реалистичный образ.
Например: представляем реалистичный столик… и, мысленно, начинаем его изменять. Что будет, если очистить старую краску, хорошенько ошкурить, и… разрисовать цветами, отлакировать? Вариантов много… была бы фантазия… Только, надо всё хорошо обдумать… сделать эскизы.
Фантазия – процесс мысленного изменения реалистичных образов.
(Не самих образов – их копий)
То есть существуют реалистичные образы и их фантазийные копии. В своих фантазиях мы можем делать с копиями всё, что захотим. Пределов для неё не существует. Но настоящий образ, соответствующий реальности, всё-равно будет присутствовать вместе с фантазийным.
(Кстати, потому — трудно обмануть детектор лжи. Например: Мы лжём, что не брали деньги. А, в это время, в подсознании активируются настоящие воспоминания – как открывали сейф, как считали, как прятали… Они активируют эмоции, связанные с этими воспоминаниями. И это уже видно не только на приборах. Эмоции заставляют нас краснеть, потеть, заикаться…)
Воплощённая же наяву фантазия — становится реальностью. Был столик, который не жалко выбросить. Стал произведением искусства! Был кусок материи – стал роскошным платьем! Была куча ржавого железа – стала – антикварная машина! Было чистое поле – встал город! Была мысль — что можно сделать вот так… случилось открытие, перевернувшее всю науку… Вот, что такое фантазия!
Забыв о её развитии у детей, мы чего хотим достичь? Прогресса? Творчества? Достижений в науке?
Вот это, уже, фантазия, оторванная от реальности!
• Воображение и фантазия, это базисное умение работать с образом. Основы, которые необходимо развивать для духовного и интеллектуального роста человека.
Начнём с того, что без воображения – умения мысленно воспроизводить реалистичные образы, невозможно чтение художественной литературы. Словами книга описывает образный мир… и его надо уметь увидеть. Без этого утрачивается сам смысл существования художественной литературы. Поэтому, сегодня, русский народ, далеко, не самый читающий в мире. А, уж, стихи – без образов и эмоций – понять и вовсе невозможно. Так же, как произведения других видов искусств – кино, театр, живопись, музыка. Поэтому, в бездуховном, малокультурном обществе — их начинают заменять суррогаты, зрелища… упрощённые варианты, рассчитанные на неразвитого зрителя.

• Эстетика – это следующая ступень образного развития.
Надо увидеть образ – художественный или жизненный, понять, почувствовать его гармонию.
В результате человек получает эстетическое удовольствие от увиденного, услышанного. А, «красивое», доставляющее такие приятные эмоции, провоцирует на поиск аналогичных впечатлений.
По мере накопления, анализа тех или иных образов (музыкальных, художественных, литературных, поэтических… образов природы, машин, одежды, красивых людей, красивых мыслей… не сомневаюсь, что математики восхищаются красотой математических вычислений…) человек развивается вглубь… что и позволяет говорить о душе, о духовности!

• Нравственность – тоже является эмоционально – образным развитием.
Мы учимся – как вести себя среди людей, как относиться к жизни – на конкретных примерах – своих и чужих. В раннем детстве, мама нам говорила: Так — нельзя делать, так — хорошие дети не поступают – это плохо! И, дальше, наблюдая жизнь, мы познавали – что такое хорошо, а такое плохо. У нас вырабатывались положительные эмоции, по отношению к хорошему, и отрицательные, по отношению — к плохому.

• Высшие, интеллектуальные чувства – это, так же, результат эмоционально — образного развития.
Сегодня в стране достаточно людей, у которых образное мышление развито прекрасно. Банкиры или чиновники высокого ранга – умнейшие люди… и вряд ли заблуждаются насчёт существующих реалий.
Но неразвитость высших чувств – сочувствия, жалости, совести, чести, благородства – делает таких людей циниками, расчётливыми, безжалостными прагматиками. Стоящими выше законов и морали. Отсюда такой высокий уровень коррупции и взяточничества.
Отдельный человек способен прожить без высших чувств, хотя, конечно же, такой мозг не может считаться органичным… А целая страна, в отсутствии духовности, высших чувств – погибает. Если проследить мировую историю с этой точки зрения, найдется немало стран, погибших именно по этой причине. Последняя в этом ряду – фашистская Германия. Вряд ли кто-то станет спорить о наличии высших чувств у офицеров СС или Гестапо… Или, кстати, у офицеров НКВД… Что и объясняет 37 год.
(Я специально скопировала в этот дневник выставку орудий пыток… Для того, чтобы придумать всё это, нужна фантазия, творческая мысль работала… Вот, только, с высшими чувствами у авторов было плоховато… По всей видимости, о сочувствии и жалости они даже не догадывались)

• И, отдельно, об ассоциативном мышлении, от которого, в наибольшей степени, зависит талант
Есть такое понятие – стереотипы мышления. Это привычные, заученные, связи. (Мысленные «тропинки», образовавшиеся между нейронами от частого использования) Так, вот, хорошо развитое ассоциативное мышление, ломает стереотипы. Любое творчество, в любой сфере деятельности – это создание новых образов или образных связей. А развитое ассоциативное мышление, как раз и способно соединять разные, на первый взгляд, несоединимые образы. Что приводит к нестандартным решениям, – которые и называются творчеством.

• Кроме перечисленных видов образного мышления, можно назвать ещё – «пространственное» — ориентировка в пространстве…

• «Логическое».
Логика, — она же, изначально, диалектика — в основном, связывается со словом. А, между тем, это образы и образные связи.
Дерево, посаженное вверх корнями, горячий лёд, солёный сахар, мать, убивающая ребёнка, — это нарушение логических связей. Охарактеризовать собак, как злых существ или, наоборот, добрых… будет неверно… Есть множество конкретных примеров – и, собак убийц, и, собак спасителей…Однозначного понимания быть не может. Как не может быть и абстрактной, оторванной от реальности, логики.
• И, наконец — творческое мышление, которое, всегда, очень активный мыслительный процесс, даже если большая его часть осуществляется подсознательно.
Для творчества — должны быть развиты все виды образного мышления, эмоциональность, хорошее владение словом…
И обязательный контроль над процессами внимания.
Без непроизвольного внимания творчества быть не может, а с этим видом внимания надо уметь работать.

***
Сколько бы человечество ни гордилось словом, мы живём в реальном, материальном мире действительности. И формируют нас не слова, а образы и, связанные с ними, эмоции. Можно каждый день твердить ребёнку, что сигареты, алкоголь и наркотики – вредны. Но если он видит отца, который, с удовольствием пьёт пиво и курит сигарету… Именно этот образ станет для него руководством к действию.
Сегодня очень большой проблемой стал гомосексуализм. Откуда у мальчика желание краситься и вести себя, как девочка? Не от того ли, что маленький мальчик ежедневно наблюдал, с каким удовольствием красится его мама? Девочки именно от мамы набираются женской премудрости.
А детская и подростковая преступность? Станут ли подростки забивать человека, снимая, сей увлекательный процесс на камеру, если у них, хоть немного, развиты жалость и сочувствие?

Другими словами, эмоционально — образное развитие детей может и не привести непосредственно к творчеству… но оно обязательно приведёт к органике, к духовности, к культуре, интеллекту, мышлению. То есть — к хорошему умному человеку! Потенциально — творческому.
А, дальше, он сам будет выбирать — кем и каким ему быть.
2010-03-05 02:27:17 · Ответить · Ссылка
Интересная точка зрения.
Татьяна, а почему бы Вам не привести свой материал в надлежащий формат и не опубликовать в нашем журнале?
Будем рады видеть Вас среди наших авторов
2010-03-05 11:47:30 · Ответить · Ссылка
Спасибо! Я посмотрю требования.
Знаете, сегодня много говорится «о стыке наук», но когда дело доходит «до дела»… оказывается, что никому этот стык не нужен.
То, что я написала — это не моя личная точка зрения… Это точка зрения моей профессии. Режиссёр, не умеющий работать с эмоциями и словом, — профнепригоден!
У меня есть ещё один материал на эту же тему, но он сложнее для понимания… может быть, спорен… Я его попозже перепишу, но если интересно…
www.proza.ru/2010/02/06/163

Проблема куда глубже… и, на самом деле, требует консолидации.
Те же физиологи, вряд ли сумеют отыскать, — где скрывается разум, если не поймут эмоционально-образный аспект проблемы…
Или историки? Почему погиб Древний Рим?
Всё, что, лично я, знаю об этом историческом периоде, — просто, вопиёт о бездуховности! Вот так…

Ещё раз спасибо за предложение.
2010-03-05 20:18:15 · Ответить · Ссылка
Этот комментарий был удален
Этот комментарий был удален